Привет! Вы находитесь на странице, полностью посвященной одной-единственной песне - "I WILL SURVIVE". Песня появилась после того, как в 1978 году Глория попала в тяжелейшую автокатастрофу и провела долгое время в больнице. Врачи сомневались в том, что она вернется на сцену. Именно тогда Глория впервые серьезно обратилась к Богу. Произошло чудо – певица не только выздоровела, но и ее песня-исповедание стала одним из величайших хитов всехнародов. I Will Survive была переведена более чем на 20 языков мира, в том числе и на арабский. В 1980-м за эту песню Глория Гейнор получает Грэмми в номинации «Лучшая диско-запись года». За прошедшие более чем 25 лет была множество раз перезаписана прежде всего самой Глорией Гейнор, а также другими исполнителями от Дитера Болена, Дайаны Росс и Ларисы Долиной до альтернативной группы Cake и рэпера Снуп Доги Дога. В 2000 году эксперты влиятельного музыкального канала VH1 поставили "I Will Survive" на первое место в списке лучших танцевальных песен ХХ столетия. Киноиндустрия продолжает помещать "I Will Survive" на звуковые трэки более пол-дюжины известных художественных картин, среди которых фильм "Men in Black II" (Мужчины в чёрном-2).

Москва, «Билингва», Modern Jazz Fest. Блин! Но не комом.

26.09.2012
Александр Никитин

10 марта в московском клубе Bilingua впервые состоялся клубный фестиваль современного авторского джаза Modern Jazz Fest. За один вечер слушатели смогли познакомиться с творчеством шести сравнительно молодых коллективов: «Живые Люди», «Осипов Band», Gavs Brothers, Fusion Trio / Fusion Port, квинтета Алексея Рябухина и ансамбля Натальи Скворцовой и Анатолия Осипова. Всего за четыре с половиной часа на сцене выступили двадцать музыкантов. Главный акцент программы этого фестиваля был сделан на творчестве пианистки и композитора Натальи Скворцовой, задействованной сразу в четырёх из шести составов, принявших участие в концерте. Основная заявленная цель фестиваля — дать возможность нескольким джазовым композиторам исполнить свои собственные произведения. Но были и другие цели, тоже немаловажные.

Например: 1) дать возможность музыкантам, в силу занятости своими проектами нечасто посещающим концерты коллег, пообщаться друг с другом, послушать друг друга; 2) дать возможность слушателям одной группы познакомиться с музыкой остальных участников концерта, то есть обменяться аудиторией; 3) посильно способствовать развитию совместных действий, необходимость и возможность которых постепенно осознаётся всё большим числом музыкантов. Действительно, платный сборный концерт групп, которые по отдельности редко когда играют клубные концерты в присутствии более чем 30-40 слушателей даже при условии свободного входа, здесь смог собрать порядка 170 человек. У автора этих строк примерно с осени прошлого года зрела идея провести мероприятие крупнее обычного клубного концерта, но при использовании «организации снизу», иначе говоря — минимумом средств. Дело в том, что я работаю с абсолютно некоммерческим, но при этом очень достойным сектором музыкальной индустрии — современной авторской джазовой музыкой. Этот специфический сектор требует к себе особого подхода. Такого рода музыка, как правило, изначально написана без расчёта на потребителя и, как следствие, не приносит прибыли. При этом сил, средств и времени на подготовку авторских программ требуется очень много, в том числе и затрат на продвижение такой музыки. Например, авторская музыка жёстко требует постоянного состава. В отличие от джазовых стандартов, она в подавляющем большинстве случаев неудовлетворительно играется «с листа» даже неплохими музыкантами. Следующий момент — наше образование справедливо нацелено на освоение студентами азов мастерства, для чего используются опять-таки стандарты, но мало поощряет молодёжь к работе над собственными сочинениями. На прошлогоднем фестивале студенческого творчества «Фестос» я за целый день услышал авторскую композицию только от одного студента. Наконец, слушатели на концертах опять-таки предпочитают вокальный джаз, те же стандарты. В общем, засада со всех сторон. ДАЛЕЕ: как преодолевались засады, где сидел засадный полк, как наши выступили и чем сердце успокоилось, и много ВИДЕО с фестиваля!

Будучи в последнее время организатором клубных джазовых концертов, я постепенно, опытным путём, методом перебора, выделил из прочих более-менее активные ансамбли, которые при своей очевидной ориентации на авторское творчество имеют правильное (с моей скромной точки зрения) отношение к собственному развитию. Такие группы стараются, пусть и не всегда удачно, по мере сил работать с публикой, например, через соцсети; они готовы делать шаги навстречу своему слушателю. С такими командами можно было попробовать сделать следующий совместный шаг — фестиваль, пусть пока на клубном уровне. Творческая музыка вообще при правильной постановке дела может до некоторой степени поддерживать себя сама — через инициативу от музыкантов, слушателей, просто небезразличных людей. По такому принципу функционируют уже довольно много объединений — например, фестивали «Пустые Холмы», «Метафест» и т.д. В этом месте я должен назвать людей, сделавшим фестиваль возможным, и выразить им большую признательность. Это: арт-директор клуба «Билингва» Татьяна Сошникова; пианистка Наталья Скворцова, взявшая на себя значительную часть работы по подготовке фестиваля; видеооператор Андрей Ткаченко. Огромная благодарность Алексею Быкову («Пустые Холмы») и молодёжной джазовой студии С-Jam Club за помощь в подготовке и проведении мероприятия.

С организацией фестиваля в «Билингве» всё получилось очень быстро и достаточно случайно. В сетке клуба на март не было дней, на которые можно было бы попроситься поиграть со свободным входом, но были свободны несколько дней с платным входом, в том числе очень удобная суббота 10 марта. Я не стал рисковать делать концерт одной группе, и решил предложить сыграть совместный концерт нескольким группам с пересекающимися по составу персоналиями. Идея была воспринята музыкантами очень позитивно, и буквально за несколько дней всё это разрослось в клубный мини-фестиваль. В общем, сформировать список участников, поминутно расписать порядок их выступления, развесить афиши, договориться о видеосъёмке — почти все вопросы подготовки концерта удалось решить без каких-либо серьёзных проблем. Но есть такая вещь: когда дело складывается гладко, это всегда настораживает, не таится ли где какая «загогулина», подвох. Так вышло и на этот раз. В роли «стрелочника», чуть было не пустившего под откос весь фестиваль, выступил звукооператор клуба. О том, что начало концерта назначено именно на 19:00, сообщал не только сайт клуба. Об этом буквально кричали во весь голос многочисленные афиши разного размера, вплоть до огромных стендов-полотнищ с расписанием клуба на месяц. Тем не менее, этот человек сделал вид, что «он не был в курсе», что «ему никто не сказал»… Ещё несколько слов о звуке, чтобы закончить с этой темой. «Билингва» — клуб с богатой историей, у него масса плюсов — удобное расположение, постоянная публика, замечательный арт-директор… Но звук в клубе — это проблема. Слабый аппарат — это только полбеды: например, отсутствует фантомное питание, чтобы подключить микрофон-прищепку. В таких условиях от звукооператора требуется особенное внимание. Но до расположенной очень далеко от сцены, в самой глубине зала на втором этаже кабинки музыкантам почти не докричаться и не домахаться, приходится посылать нарочных с донесениями. Без шуток — просто в кабинке играют в Counter Strike. Вообще, это отношение очень напоминает старый добрый «совок»… И трубач Владимир Смирнов может сколько угодно дуть в засурдиненную трубу — его громкость все равно никто не поднимет. И пианист Владислав Дубровин может сколько угодно показывать, что он себя не слышит в мониторе. И саксофонист Роман Соколов после первого же подхода к инструменту может высказывать со сцены куда-то вверх и налево всё, что думает по поводу услышанного…

Так или иначе, но о существовании проблемы мы узнали за час до концерта, когда оставалось только сидеть и ждать, когда звукооператор доберется из Подмосковья до своего рабочего места. В результате фестиваль начался с опозданием в полтора (sic!) часа. На наше счастье публика была настроена дружественно, музыканты — терпеливы. У нас оставалось два варианта — либо существенно сокращать сеты, либо убирать какой-то сет из программы. Тут на руку сыграл перенос выходных в связи с праздником 8 марта: следующий день,11 марта, был хоть и воскресеньем, но рабочим днём. В случае обычной недели в полночь пришёл бы диджей с дискотекой и своей ночной публикой. Здесь же у нас всё-таки появилась возможность представить слушателям программу в полном объёме. Но выступление закрывавшей фестиваль группы Fusion Port, закончившееся в половину второго ночи, увы, смогли услышать лишь считанные единицы.

Вернёмся к музыкальной части фестиваля. Итак, в среднем каждому из ансамблей на выступление было отведено немногим более получаса. Первыми на сцену вышел ансамбль Натальи Скворцовой и Анатолия Осипова. Программа этого ансамбля в основном составлена из джазовых композиций Натальи Скворцовой, не входящих в репертуар основного коллектива пианистки — группы «Живые Люди». За несколько лет у Натальи накопилось большое количество нереализованного материала. И в июне 2011, когда «Живые Люди» находились в творческом отпуске, появился новый состав, успевший дать несколько концертов в Москве и Ярославле. В октябре 2011 ансамбль был приглашён в Крым для участия в фестивале «Пустые Холмы. Город Золотой». В квартете задействованы молодые перспективные музыканты — саксофонист Анатолий Осипов; оригинально, нешаблонно мыслящий контрабасист Дмитрий Толочков; и быстро набирающий опыт и мастерство питерский барабанщик Константин Войнов, этим летом завершающий обучение в Санкт-Петербургском Университете культуры. Квартет играет несколько интровертную музыку в стиле, характерном для лейбла ЕСМ. Для фестивального выступления к квартету присоединился замечательный трубач Михаил Бручеев. Были сыграны три вещи Натальи Скворцовой и её же аранжировка песни «Туман» из советского кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967). ВИДЕО: композиция Натальи Скворцовой «На языке сумерек»

Следующий участник — квинтет Алексея Рябухина в составе: Алексей Рябухин (клавишные); Юрий Севастьянов (тенор-саксофон); Владимир Смирнов (труба); Роман Салмасов (контрабас); Армен Султанян (барабаны). Из всех участников фестиваля именно этот состав единственный сыграл музыку, наиболее приближенную к классическому американскому джазу, хардбопу 1960-х гг. ВИДЕО: композиция Алексея Рябухина «W.S.», посвященная великому саксофонисту Уэйну Шортеру

Ансамбль Gavs Brothers, несмотря на свою молодость (а это был всего лишь третий концерт группы), сорвал наибольшие аплодисменты публики, что объяснимо. Дело в том, что почти половина пришедших зрителей — это студенты джазовой студии С-Jam Club, а все четыре участника ансамбля — преподаватели этой студии. Лидер ансамбля — контрабасист Павел Протасов, в составе также играют Наталья Скворцова (клавишные), Стас Галицкий (гитара) и Иван Баринов (барабаны). ВИДЕО: тема «Не тот календарь» (совместное авторство участников квартета)

Ансамбль «Живые Люди» существует уже три года и исполняет музыку Натальи Скворцовой (хотя в репертуаре «ЖЛ» есть и исключения — например, завершала сет премьера композиции саксофониста Юрия Севастьянова «Новый день»). Квартет в силу большой занятости музыкантов в других проектах выступает не очень часто, но это всегда событие. В конце 2011 ансамбль стал лауреатом престижного конкурса джазовой музыки «Гнесин Джаз». Группа близка к завершению первого студийного альбома. Именно «Живые Люди», по общему мнению, прозвучали на фестивале в «Билингве» наиболее сыграно и качественно. Итак, Наталья Скворцова — клавишные, Юрий Севастьянов — тенор и сопрано саксофоны, Марк Гайдар — контрабас, Пётр Талалай — барабаны. ВИДЕО: «Живые Люди» — «Оттепель»

Предпоследними на сцену вышли музыканты группы «Осипов Band». Ансамбль композитора и тенор-саксофониста Анатолия Осипова «Осипов Band» существует чуть больше года, но уже успел сыграть достаточно много концертов, стать финалистом престижного музыкального конкурса «Усадьба Джаз 2011», и выступить на двух музыкальных фестивалях («Пустые Холмы» и «Метафест»). 31 января 2012 у группы вышел дебютный интернет-альбом «OsipovBand.Live». На фестивале выступил основной состав группы: помимо лидера, это — пианист Владислав Дубровин, контрабасист Павел Протасов и барабанщик Константин Войнов. ВИДЕО: «Ангел обретает крылья» (Анатолий Осипов), первое исполнение композиции:

Завершали фестиваль глубоко за полночь представители музыки фьюжн. Когда гитарист Александр Староверов, бас-гитарист Роман Гринёв и барабанщик Антон Дашкин играют втроём, ансамбль называется Fusion Trio, а когда к ним присоединяется Наталья Скворцова на клавишных и саксофонист Роман Соколов, то это — Fusion Port. Эта группировка музыкантов имеет наиболее долгую историю среди участников фестиваля, дата основания группы — 31 декабря 2006. Конечно, плотная, хорошо сыгранная секция — это большое дело. Мои извинения группе за такой вот полуночный сет. Я клятвенно обещаю, что на следующем фестивале Fusion Port снова сыграет, причём в человеческое время. Первые две композиции сыграло трио, следующие две — квинтет. В финале к квинтету присоединился Анатолий Осипов, и музыканты закрыли фестиваль исполнением композиции Пэта Мэтини «Extradition». Это была всего лишь вторая неавторская вещь на фестивале за весь вечер, и сыграна она была не случайно: прошлым летом на проходящем под Самарой фестивале «Метафест» Толе Осипову помогла выступить как раз группа Fusion Port. Сыгранная тогда без всяких репетиций композиция «Extradition» получилась очень свежо, была очень достойно для полевых условий записана ребятами из Тольятти, и в итоге попала на живой альбом «Осипов Band» — отчёт группы за 2011 год. В Москве же эта пьеса так и не была сыграна ни разу, и это недоразумение мы постарались исправить в «Билингве». ВИДЕО: сыгранная в формате трио композиция Александра Староверова «Змея»

Что можно сказать в завершение материала: для меня этот концерт был своего рода пробой. Какие-то вещи получились — удалось заинтересовать музыкантов, удалось привлечь слушателей. Из неудавшегося — конечно, фестиваль должен сопровождаться неким итогом, например, пристойной аудиозаписью. Есть желание ближе к концу года повторить подобное мероприятие, но, скажем так, на более достойном уровне, с учетом ошибок и недочётов весеннего феста.